Информационная диктатура.
Oct. 8th, 2015 09:04 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Андрей Архангельский: Я бы это назвал «отрицательная этика». Дело в том, что нынешняя пропаганда даже не настаивает на собственной правоте. Когда ты спрашиваешь: почему вы врете, они отвечают не прямо, не говорят: нет, мы говорим только правду. Они отвечают вопросом на вопрос: а что, Америка не врет, что ли? А Украина не врет? А Запад, а Европа не врет? Все врут — вот постулат этой отрицательной этики. То есть это действительно попытка лишить этику ее постоянного базирования, какой-то фиксации, прочности, опоры. Ведь если нет этической опоры, неопровержимых постулатов, того, что иными словами называется «универсальные ценности»: «не убий», «не укради», - если лишить эти ценности опоры, тогда можно манипулировать как угодно широко.
Александр Асмолов: В нашем общении многие вещи сходятся, но есть моменты, которые различаются. Первый момент: наша пропаганда имеет четкую цель, этой целью является мобилизационный сценарий - для того, чтобы обезличить всю эту систему. В ситуации кризиса (неважно, Украина ли это или еще более выигрышная, далекая виртуальная Сирия) важно, чтобы здесь срабатывал эффект, который психологи называют «эффект не сходящейся социальной слепоты». Другие страны все на одно лицо, вы их не отличите. Первое — это пропагандистский мобилизационный сценарий.
Второе: сейчас, как никогда, продолжается, а не уходит то, что было. Вспомните синкреты, которые повторяются: «народ и партия едины», «Сталин — это Ленин сегодня» (такое переселение душ), «Ленин и партия — близнецы-братья». Отсюда четкая установка на неразделение нескольких реальностей — государства, общества и родины. Отсюда появление дискурса национал-предателей. Когда я слышу этот дискурс, я всегда вспоминаю замечательное произведение, где дочь Ромула говорит в порыве патриотизма: «Отец, надо учить «Плач Антигоны», родина в опасности». На что Ромул отвечает, видя, как варвары-германцы входят в Рим: «Доченька, не путай реальности. Когда государство становится убийцей, оно всегда называет себя родиной». В этом смысле слова мы имеем очень мощный пропагандистский эффект, который делит: кто не с нами, тот против нас.
Наша пропаганда имеет четкую цель, этой целью является мобилизационный сценарий
Но сегодня происходит другая вещь: такой уникальный при всей сложности выброс культурной аналитики… Мы очень часто примитивизируем тех, кто становится объектом атаки, тогда феномен социальной слепоты всех, кто находится по слою ниже, на одно лицо. Но вместе с тем, пропаганда поддерживает рабство нашего сознания. Поэтому жанр «письма наверх», даже письмо Олега Кашина… Вы приходите, например, к Аль Капоне, и говорите: Аль Капоне, я тебе должен сказать, что ты - мафиози. Думаете, вы ему открыли глаза на жизнь? Мы, те, кого называют либералами, постоянно говорим: вы — мафиози. «Ну и что?», - нарциссически говорят они. Поэтому полная немота и бесчувственность к таким шагам. Вы пришли к человеку, который знает, что вы (простите за терминологию) - фраер, а он - пахан, пытаетесь пахану сказать: ты — пахан. От этого пахану только лучше.
----------------------------------------------------------------------------------------------Для желающих почитать всю беседу:http://www.svoboda.org/content/transcript/27293857.html